Там просто не гуляет Искусство | Двутгодник | два раза в неделю

  1. Томаш Залуски
  2. Марчин Полак

PAULINA WROCŁAWSKA: Конкурс для директора Лодзинской городской галереи только что объявлен. Результаты будут объявлены 15 декабря. Вы были в городе в течение хороших нескольких лет.
TOMASZ ZAŁUSKI: И, наконец, это сработало. В 2011 году в Лодзи состоялся Региональный культурный конгресс. Это была хорошая возможность подумать о том, что не так с культурой в нашем городе и что нужно изменить. Я помню, что конфронтационная ситуация создавалась автоматически: с одной стороны, теми, кто управляет институтами, а с другой - теми, кто критикует и требует изменений. Художественная среда, в основном связанная с изобразительным искусством, затем представила ряд проблем, которые можно решить на институциональном уровне, и сформулировала постулаты, адресованные муниципальному самоуправлению.

На что обратили внимание художники?
TOMASZ : Из-за отсутствия студии и стипендий, из-за отсутствия микро-грандж, это формы финансирования художников как личностей. Отсутствие сборов для художников и художников. Отсутствие механизмов продвижения и программ поддержки выпускников в начале творческого пути. Тогда все плакали, что молодые люди из Лодзи уезжают, но не было разумных программ, направленных на выпускников художественных школ, которые могли бы этому противодействовать. После съезда между нами и Департаментом культуры было сотрудничество как художественная среда.

И что-то изменилось?
Томас: Да. Например, вопрос художественных студий был урегулирован. Я помню, что когда я был в Варшаве на совещании, посвященном этой теме, организованном в рамках фестиваля «Варшавское строительство», оказалось, что в Лодзи мы разработали довольно хорошую систему.

О чем это?
ТОМАС : Нам удалось исключить критерий получения диплома художественного университета. В качестве аргумента мы сослались на Збигнева Либеру, который в таких условиях никогда не получит студию, несмотря на то, что является всемирно признанным художником. Взамен мы ввели другой критерий - экологические рекомендации. Меня также пригласили принять участие в работе комиссии семинара при Департаменте культуры.

Томаш Залуски

Искусствовед и философ, он работает в Институте современной культуры Лодзинского университета и в Академии изящных искусств в Лодзи. Его исследования включают в себя художественные практики, художественную активность и самоорганизацию; документация по искусству и архивы художественной культуры; конфигурации эстетики, этики и политики в культурном дизайне современности. Автор книги «Современная художественная модернизация и повторение. Попытка переосмыслить »(2008), редактор томов« Sztuka w przestrzeni transmedialnej »(2010),« Эффективность искусства »(2014). Член редакционной команды журналов "Sztuka и Dokumentacja", "Hybris. Интернет-философский журнал ". Вместе с Марцином Полаком и Лукашем Огореком он руководит Galeria Aktywna в Лодзи.

Какие места используются для студии?
Томас: Очень разные. Это городские помещения, некоторые из которых требуют капитального ремонта, другие в удовлетворительном состоянии. В многоквартирных домах, на чердаках, площадью от десятка метров до сотни, в зависимости от потребностей. Арендные ставки подобны коммунальным квартирам и, следовательно, конкурентоспособны с точки зрения арендной платы за коммерческие помещения. Ранее, чтобы подать заявку на студию, вы должны были иметь отчет в Лодзи, и все же вы знаете, что многие люди, которые учатся или живут здесь, все еще зарегистрированы на своих домашних страницах. В общем, мы хотели принять во внимание текущие реалии, а не придерживаться устаревших правил, исходящих из своей основной формы, вероятно, из 80-х годов.

Сколько художников попадают в эти студии?
ТОМАС : Я не могу дать конкретное число, но мне кажется, что существующий ресурс удовлетворяет текущие потребности. Есть также движение, арендаторы студии меняются. В последние годы в бассейн были добавлены новые помещения, например, в бывшем заводском жилом комплексе в Ксенжи Млыне. После пяти лет аренды студии вы можете попытаться превратить ее в коммунальную квартиру.

МАРСИН ПОЛАК : Эти принципы, о которых говорит Томек, также касались условий предоставления стипендии, нашего следующего постулата.

ТОМАС : Да, в 2011 году Лодзь был, пожалуй, единственным крупным городом, в котором не было городской системы стипендий для авторов.

МАРСИН : В дополнение к проблематичному обязательству образования и регистрации, проблема возраста появилась и в этом случае. Чиновники сразу заявили, что стипендии должны быть направлены молодым художникам. И поскольку это была наша инициатива, мы тогда работали в качестве рабочей группы, в которой средний возраст составлял более 30 лет, нам удалось бороться за правила, не исключающие художников старше 35 лет.

Выставка "Профессия художника", Восточная галерея

Еще до съезда вы сделали выставку «Профессия художника» в Galeria Wschodnia. У нее тоже были похожие проблемы?
ТОМАС : Эти постулаты просто долго висели в воздухе.

МАРСИН : Мы хотели показать, как художники зарабатывают на своих хобби, это просто художники. Это было также о том, как мы сами чувствуем себя художником - как хобби. Местные чиновники, Лодзинские галереи, директора учреждений культуры в Польше в то время не относились к профессии художника как к профессии.

TOMASZ : Другими словами: они не платили художникам сборы.

Марчин Полак

Выпускник по фотографии в PWSFTviT в Лодзи. В своих проектах он поднимает социальные и политические проблемы, пытаясь инициировать диалог между обществом, институтами и элитами. Он является автором мероприятий по оживлению общественного и социального пространства Лодзи, в том числе «Lipowa OdNowa», «Punkt dla Łodzi», «Спасем фрески Лодзи», «Художественные залы», а также инициатор мероприятий из серии «Профессия художника», касающихся социальной и жизненной ситуации художников. Основатель и редактор портала "Есть место" по городским и художественно-культурным вопросам. Вместе с Лукашем Огореком и Томашем Залуски он руководит Galeria Aktywna. В 2016 году он был награжден Почетным знаком "Zasłużony dla Kultury Polskiej".

МАРСИН : В результате у каждого художника в Лодзи была вторая профессия. Кто-то проектировал пижаму, кто-то чулки, кто-то делал свадебные фотографии. Я не хотел, чтобы это была просто выставка, выровненная с обидой. Я хотел, чтобы мы вместе поработали, чтобы добиться значительных изменений.

TOMASZ : Это не был чисто художественный проект с символическим подтекстом. Если это поднимает вопросы социально-экономической жизни художников, пусть это тоже трансформируется в изменения их положения. Итак, мы договорились о встрече.

МАРСИН : Сначала художники не хотели разговаривать, но они не хотели показывать эти работы. Мы организовали выставку в первый день апреля, но ее цель была серьезной.

TOMASZ : Все это выглядело как коллекция герметических художественных инсталляций. Но каждая из этих инсталляций действительно состояла из вещей, которые художники и художники создавали или производили, чтобы оплачивать пресловутые счета. И благодаря этому, в нерабочее время, есть время для искусства.

МАРСИН : Я покажу вам документацию выставки. Это Элина Тонева, победительница конкурса Стшеминьских, которая зарабатывает на жизнь в качестве инструктора в крав-магии, обучает полицейских. Так мы показали имитации винтовок и пистолетов, использованных для тренировок. Это мои работы, когда я зарабатывал на жизнь в качестве фотографа в фотостудии, но я в основном имел дело со смещением головы на фотографиях. Это было начало цифровой эры, было сделано много фотографий, и как родилась семья, она предложила: «Выбери лучшие лица», а затем мы переключились на компьютеры [ смеется ]. Наташа Сплевинская исполнила заказанные изображения святых для церквей, и, как художник, она сделала, среди прочего, такой интересный лодзинский неон "Rudowłosa", который я вам показал, когда мы гуляли по городу. Адам Шварц раздавал листовки, работал автомобильным мастером, парикмахером. Агнешка Хойнацка спроектировала пижаму в компании из Лодзи, и в качестве хобби она занималась интересным звуковым искусством до того, как оно стало настолько популярным. Аня Орликовская, сегодня известный автор фильмов и фотографий, показала чулки, которые она разработала для компании того времени, бюсты Папы Артура Малевского, которые он продавал на Аллегро. Приятно то, что с тех пор многое изменилось, и некоторые из этих художников сегодня, например, уважаемые преподаватели в художественных академиях.

Какова была реакция на эту выставку и обсуждение, которое сопровождало ее?
ТОМАШ: Это было время, когда Гражданский форум по современному искусству только развивался, Экологическая комиссия деятелей искусства не присутствовала на Инициативе рабочих, Критика Политична не публиковала «Черную книгу польских художников», было не так много исследований и текстов, посвященных ситуации. Социально-экономические художники еще не были убеждены, что художник также является работником, который имеет право требовать вознаграждения за проделанную работу, включая выставочный взнос и т. д. И, следовательно, подкрадывание художников, приглашенных Марчином, является своего рода позором. Некоторые зрители даже говорили, что художник это не профессия, это призвание.

Мы организовали эту встречу в художественном музее, пригласили тогдашнего вице-президента Лодзи по культуре Агнешку Новака, заведующего отделом культуры Якуба Вевёрского, директора музея Ярослава Сухана, директора муниципальной художественной галереи Эльжбета Фукса и других представителей культурных учреждений Лодзи. Пришло около ста молодых художников и художников. Темой была профессия художника и вопрос о том, как можно поддержать художественную среду Лодзи. Я помню, что в местном издании «Gazeta Wyborcza» был репортаж со встречи, на котором возмущенный журналист писал о притязаниях художников. Она утверждала, что у художников есть свои собственные работы, которые они могут продавать на рынке. Более того, каждый год в университетах Лодзи, например, собирается множество выпускников факультетов экономики и маркетинга, и им приходится как-то управлять, так что художникам тоже как-то удается.

Dożynki, Galeria Aktywna (первый слева Марцин Полак, четвертый в шляпе Томаш Залуски) Dożynki, Galeria Aktywna (первый слева Марцин Полак, четвертый в шляпе Томаш Залуски)

У вас есть впечатление, что вас слышат в Лодзи как представители совершенно независимого, массового движения художников?
МАРСИН : Да. Многие наши постулаты уже реализованы, в том числе стипендиальная система. Некоторые художники с нашей выставки получили их, чему мы очень рады. Ну, мы долго катались на эту тему. Дальнейшие обсуждения, другая выставка, на этот раз в Музее искусств , На самом деле, это продолжается и по сей день, и это займет некоторое время - один из чиновников на последнем собрании спросил, платят ли городские галереи гонорары художникам, она ответила, что не поняла вопроса.

ТОМАС : Когда мы обсуждали вопрос о студии и стипендиях, мы создали рабочую группу, в которую вошли несколько десятков художников и художников из Лодзи. Вскоре после выставки «Профессия художника» состоялся уже упомянутый областной культурный конгресс. Тогда мы решили, что если мы не будем участвовать в этом, то проблемы художественной среды не будут приниматься во внимание чиновниками. Мы подготовили солидную встречу для конгресса, провели опрос среди художников о диагностике ситуации.

И на этом конгрессе тема также всплыла Муниципальная художественная галерея Управляется более 20 лет одним и тем же человеком?
МАРСИН : Да, потому что художники сами обращали внимание на эту проблему в наших опросах. Конечно, есть и обстановка, удовлетворенная функционированием галереи.

TOMASZ : Это люди, чьи произведения искусства представлены в галерее, в основном связанные с окружающей средой Лодзинской академии изящных искусств, а не со всем этим. Но даже от некоторых из них я услышал критические комментарии, потому что они не были удовлетворены сотрудничеством с галереей. Например, они продолжали слышать, что что-то, что они намеревались сделать, было невозможно, и они не были какими-то причудливыми идеями или прихотями.

Честно говоря, я узнал о существовании такого института в Лодзи только сейчас, когда был объявлен конкурс на нового директора. И все же это должна быть одна из самых важных галерей в стране.
TOMASZ : Это верно, галерея не существует на общенациональной художественной карте. Когда через некоторое время мы напишем историю польского искусства после 2000 года, к сожалению, окажется, что здесь не было никаких значительных выставок или событий.

МАРСИН : Изменения в функционировании этой галереи были одним из наших постулатов, разработанных во время «Профессии художника». Нам даже удалось встретиться с миссис Фукс и чиновниками в то время.

TOMASZ : Naiwnie, мы пошли три или четыре, и там мы нашли дюжину людей, связанных с окружающей средой ASP или представляющих другие муниципальные культурные учреждения, приглашенные директором, чтобы поддержать ее и защитить от нашей критики. В итоге встреча не принесла прямых последствий.

Что не так с этим местом?
TOMASZ: Команда галереи не проявляет никакой инициативы, когда дело доходит до поиска новых явлений в искусстве или новых тенденций в местной среде, она не организует проблемных выставок. Он не говорит о реальности с помощью искусства, а тем более пытается участвовать или влиять на нее в этой реальности. Основным форматом здесь является индивидуальная выставка, то есть самая простая, самая праздная модель действия. Что ж, сложно вывесить несколько картин в галерее, давайте добавим - все еще на строках.

На струнах?
Томаш : Струны являются символом анахронизма этой галереи. Студенты могли быть привезены туда, чтобы посмотреть, как выставки были сделаны в лесу. Было несколько тематических выставок, но они были подготовлены посторонними - и, что симптоматично, большинство из них сгорело от сотрудничества с галереей и больше туда не возвращалось.

МАРСИН : Это просто не там. Если в Лодзи происходит что-то разумное, мы идем туда. Также достаточно войти в поисковую систему и проверить, есть ли какая-либо информация о событиях, которые галерея где-либо организует. Ни наши местные СМИ, ни отраслевые СМИ не упоминают об этом. Потому что тут нечего сказать.

Городская галерея в Лодзи - Центр пропаганды искусства / фото: Паулина Вроцлавская

Хотя у галереи огромное пространство - у нее четыре локации.
ТОМАС: И не просто любой. Все они расположены в центре, одна на улице Петрковской, главной улице Лодзи. Второй - Центр пропаганды искусства, расположенный в парке Сенкевича. Третий - вилла в стиле модерн на улице Волчанска.

МАРСИН: Есть еще одно место, немного меньше, Galeria Bałucka, где молодые художники вытесняются руководством. Но люди из нашего сообщества не хотят появляться там.

ТОМАС: Это касается не только размера, но и типа подхода. Сотрудничает ли куратор с окружающей средой, является ли он партнером художников в формировании концепции их выставок или мероприятий, или молодые художники могут рассчитывать на каталог и помощь в производстве работ, как это часто бывает в городских галереях других городов? Ну нет.

МАРСИН : Вопрос в том, есть ли там кураторская команда?

Трудно читать с сайта.
МАРСИН : Некоторые люди обвиняют Музей искусств в том, что он не уделял достаточного внимания местной среде. И все же музей - это учреждение более крупного международного масштаба. Эти обиды возникают именно из-за того, что Городская галерея не выполняет свою роль, поэтому все надежды и ожидания направлены на музей.

Томас : Это место является контейнером для объектов, и этот контейнер работает во время вернисажа, а затем он превращается в пустоту. Сегодняшние художественные заведения активно работают над аудиторией и методично работают с ней. Оформление выставки должно быть только отправной точкой.

МАРСИН: Недостаточно встреч, семинаров, работы с молодой аудиторией и, в общем, реципиентами всех возрастов, например, вокруг галереи Балуцка, которая находится в Лодзинском регионе, отмеченном серьезными социальными проблемами.

Galeria Aktywna: выставка Гжегожа Демчука "Wyporność" и Центр Танией Штуки

Теперь все изменится?
TOMASZ : В новом конкурсе все виды деятельности, которые мы упомянули, включены в описание программы, которая должна быть представлена ​​и реализована будущим директором или директором. Поэтому я полон надежды на новое открытие - однако я знаю, что этот тип конкурсов отличается.

МАРСИН : Не совсем уверен, когда смотришь на результаты некоторых соревнований в Лодзи. Их написание дало надежду на перемены, и результаты показали, что текущая ситуация и отсутствие каких-либо реальных изменений были удобны для города. Я имею в виду даже недавний конкурс на директора Музея города Лодзи.

TOMASZ : В конце концов, мне кажется, что это может быть новой возможностью, как для творческого сообщества, так и для жителей. Я очень рассчитываю на это, и какова будет постконкурсная реальность - посмотрим.

МАРСИН : Мы мечтаем о галерее, функционирующем как BWA в Тарнове или Зелёной Гуре. Но это требует строительства этого места с нуля.

И из этого разочарования в Муниципальной галерее вы основали Galeria Aktywna?
TOMASZ: Из общего разочарования в культурных учреждениях в Лодзи. Более или менее за десятилетие лодзинские художники и художники, особенно молодые люди, перемещают свою деятельность в городское пространство, в уникальные, уникальные места. Необходимость действовать вне институтов и создавать свои собственные места была возрождена. Лодзь имеет давнюю традицию таких движений и инициатив на низовом уровне - стоит упомянуть, например, Exchange, Strych или East Gallery.

И вот откуда пришли Galeria Aktywna, которой управляют я, Марцин и Лукаш Огорек. Он был рожден отчасти от гнева и отсутствия других возможностей. Мы решили делать такой символический, социально-экологический жест каждые несколько месяцев, состоящий в том, чтобы найти вакансию, арендовать ее за небольшие деньги на 2-3 дня и представить там молодую среду Лодзи. Летучая природа этой галереи позволяет нам избежать или, по крайней мере, минимизировать эффект джентрификации, который неизбежно возникает в таких ситуациях. Актив не влияет на систематическое увеличение представления художественной среды в Лодзи, он скорее хобби, но популярен среди местной аудитории. Мы можем привлечь больше людей, чем Городская Галерея с ее (предположительно) 2-миллионным бюджетом, инфраструктурой и работой в команде для небольшого кассового аппарата и партизанского, простого в использовании метода.

МАРСИН : Из-за нашего гнева на город мы попытались арендовать эти помещения у частных владельцев, что, к сожалению, не сработало. До сих пор мы делали выставки в магазинах после второй руки, где, среди прочего, Дом моды Лиманка, приглашенный нами, организовал Центр Дешевого Искусства , Они продавали там искусство на вес, по каким-то смешным ценам. Нам удалось продать около 300 работ, и самыми крутыми покупателями стали люди с улицы, а не только из нашего окружения. Мы также работали в приусадебных садах, а однажды в пустом бассейне арендовали только на два часа. Мы всегда стараемся поддержать молодых художников таким простым, казалось бы, жестом, как кураторский текст. Такой текст может быть использован позднее художником для продвижения своей работы.

Проекты Марцина Полака: «Братья и сестры» и «Художественные залы»

ТОМАС : Даже такие символические, когда речь заходит о частоте, деятельность консолидирует окружающую среду. Это важно

МАРСИН : Когда мы начинали, в Лодзи было не так много интересных мест, как сейчас: Galeria WY или Pracownia Portretu, где молодые художники могут показывать свои работы и выступать. Эти новые места имеют свои постоянные штабы, ими профессионально управляют, часто сами художники.

В целом, Лодзь, кажется, город с очень сильным духом участия. То, что вам, жителям, не дает город, вы делаете (или покидаете офис) в одиночку.
МАРСИН: На самом деле, все лучшее в Лодзи - это социальная инициатива. Например, городской велосипед Лодзи - из гражданского бюджета, первый в Польше, или дороги с успокоенным автомобильным движением, где пешеходы и велосипедисты имеют преимущество, или что у нас больше зелени в городе.

А ты, Марцин, у тебя все это работает, в основном хобби, портал Есть место ?
МАРСИН: Сначала, так как у этого места есть место вместе с Лукашем Огореком, мы организовали мероприятия вокруг заброшенных общественных мест. Позже мы попытались как-то переутомить проблему, хотя в некоторых случаях в этом не было необходимости. Например, наша акция вокруг «грязной стоянки» перед Познанским дворцом, где мы организовали Фестиваль грязи, вызвала немедленную реакцию чиновников.
Через некоторое время я узнал, что я слишком стар для таких дураков, и я создал портал с тем же именем, который, помимо небольшого софинансирования, я веду в социальном плане при поддержке друзей и людей, которые пишут здесь. Авторы - Лодзинские художники, музыканты, социальные работники, кураторы, активисты, аниматоры. Но чиновники тоже читают нас. Я хотел создать совершенно независимое место, дающее возможность выражать беспрепятственное мнение. С одной стороны, он способствует художественной жизни и поддерживает деятельность художников Лодзи, с другой - обсуждает социальные и пространственные проблемы Лодзи.


Даже художественные проекты, в которых вы участвуете, также часто фокусируются на социальных проблемах города.
МАРСИН : Я решил объединить социальную активность с проблемами художественной среды и назвал ее «Artistic Lounge», которую два года возглавлял с Мартой Псонак. Десятки жителей Лодзи и не только художники проводили семинары для детей и молодежи в комнатах отдыха - у них была работа, и дети могли развиваться творчески. Благодаря гражданскому бюджету проект получил преемственность, было проведено много мероприятий, около 700 часов семинаров в год, в дюжине или около того общественных клубов в районе Полесья. Я продолжал этот вид деятельности, в частности, под названием «Братья и сестры» в рамках выставки «Все люди будут сестрами» в Музее искусств. Мой бюджет на участие в выставке был потрачен на создание библиотеки и реконструкцию общественного центра, расположенного перед музеем. Приглашенные художники и волонтеры объединились, чтобы создать сообщество братьев и сестер.

Теперь, после окончания проекта, мы продолжаем работать, благодаря участию сотрудников музея, дети регулярно приходят к ним на семинары. Из моего многолетнего опыта этот вид деятельности должен быть непрерывным и долгосрочным. Это могут быть, казалось бы, мелочи - новый цвет стен, всегда доступные репетиторы по математике, которые в действительности оставят неизгладимый след.

Лодзь, 20 ноября 2017 г.
Текст доступен по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0 PL ,

На что обратили внимание художники?
И что-то изменилось?
О чем это?
Какие места используются для студии?
Сколько художников попадают в эти студии?
У нее тоже были похожие проблемы?
Какова была реакция на эту выставку и обсуждение, которое сопровождало ее?
Что не так с этим местом?
На струнах?